Кундалини и ясновидение
История о спящей красавице может
указывать и на пробуждение кундалини в человеке. Царевна - личность -
спала на протяжении веков, пока волшебный принц - высшее Я или Учитель, -
не пришёл и не обнаружил её в сонном дворце, символизирующем физический
план, и не пробудил её поцелуем. Этот принц - Учитель, или пожалуй даже
духовная воля, которая лишь одна способна пробудить эту силу ранее
обычного для неё срока. Поцелуй символизирует прикосновение нисходящей
атмы, которая пробуждает душу и вызывает её внутренние силы. (Атма -
санскритский термин для обозначения высшего начала человека, духовной
воли). Свадьба героев в конце сказки соответствует союзу высшего и
низшего я, который происходит, когда достигается эта стадия развития.
Огромное большинство человечества с этой точки зрения всё ещё спит, и будет продолжать спать, пока не пробьёт час пробуждения.
Ученики
иногда обнаруживают, что эта сила пробудилась совершенно естественным
образом, и склонны беспокоиться по поводу производимых этим несколько
необычных ощущений. Это чувство жжения в позвоночнике, поднимающейся или
даже несущейся вверх и вливающейся в голову энергии, временно
вызывающей умственное смятение, ощущение насекомого, ползающего по лбу
или затылку, кружение в мозгу, горле, сердце или солнечном сплетении,
появление цветов в облаках, либо цветных вспышек, а иногда и любопытное
ощущение двойственности сознания, при котором одна часть ума может быть
смущена или подавлена странными явлениями, а другая находиться в полном
мире или даже в состоянии восторга.
В этом нет ничего страшного,
здесь нечего бояться. Нужно сохранять спокойствие ума, приостановить все
медитативные упражнения и без привязанности наблюдать новые
переживания, пока гиперактивность механизма сознания не спадёт вместе с
первым потоком энергии.
Очень важно, чтобы никто из изучающих
внутреннюю жизнь никогда не концентрировался на кундалини, на различных
центрах или особых частях тела или мозга, поскольку в этой практике
заключена огромная опасность.
Цель духовных усилий - не развитие
психических способностей или магических сил. Цель - единение с Высшим и
способность воспринимать Единую Жизнь среди всего огромного разнообразия
форм. И здесь неиссякаемым источником руководства и вдохновения
оказывается Бхагавад-гита.
Истинная цель Видения указана в следующих бессмертных шлоках:
"Кто
привел в гармонию свое "я" и сбросил грех, тот йог легко испытывает
беспредельное блаженство от соприкосновения с Брахманом. Йогой
приведенное в гармонию "я" видит Высшее Я пребывающим во всём сущем и
всё сущее пребывающим в Высшем Я; всюду оно видит одно. Тот, кто всюду
видит Меня и во Мне видит всё, того Я никогда не покину, и он никогда не
покинет Меня. Кто, утвердившись в единении, поклоняется Мне,
пребывающему во всем, тот йог живет во Мне, каков бы ни был его образ
жизни. Видящий подобие Высшего Я во всём и через то познающий тождество
всего, и приятного, и неприятного, тот считается совершенным йогом, о
Арджуна!"
(Бхагавад-гита, VI.28–32, цитируется в пер. А. Каменской)
Этого
просветления, этого достижения душа пробуждённого неофита всегда
жаждет. И раз испытав эту жажду, он уже не знает отдыха. Жизнь за жизнью
неодолимая внутренняя побудительная сила движет его вперёд. Видение
бессмертной красоты и совершенства притягивает и зовёт его, и на
протяжении всего его великого искания "свет, никогда не виданный ни на
земле, ни на море" сияет над ним, и освещает ему путь к вечному миру и
блаженству, которые, как он знает, ждут его в конце пути.